Вопрос, которому мы посвятили эту статью, часто задаётся специалистам автосервисов в первую очередь владельцами BMW и Audi: “Почему при замене масла АКПП перестаёт нормально работать?” Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужно начать с того, как в принципе работает масло в АКПП.
“Срок жизни” трансмиссионного масла
Главными препятствиями в нормальной работе трансмиссионной жидкости являются засорение продуктами механического износа частей АКПП и перегрев. Часто эти два фактора сочетаются вместе: когда происходит пробуксовка одного конкретного фрикционного пакета. При этом крупные частицы оседают на стенках и дне поддона агрегата и частично задерживаются масляным фильтром, а мелкие остаются во взвешенном состоянии и мигрируют по системе вместе с маслом. А грязная и перегретая эмульсия серьёзно сокращает срок службы важных элементов АКПП таких как клапаны и регуляторы давления.
В связи этим напрашивается вывод: эффективность масла напрямую зависит от его состояния и менять его нужно исходя из интенсивности эксплуатации автомобиля. Это подразумевает не только то, с какой частотой вы ездите, но и особенности вашего стиля вождения. То есть все официально рекомендуемые сроки замены это усреднённые величины, которые носят рекомендательный характер. Чем чаще вы ездите и чем агрессивнее ваша манера передвижения, тем чаще должна быть замена трансмиссионной жидкости. Таким образом условные 50 тысяч километров пробега легко превращаются в 30.
Также стоит принять во внимание конструктивные особенности некоторых моделей АКПП, которые с конвейера склонны перегреваться даже при относительно спокойной езде. Слегка переусердствовал с акселератором при обгоне, — получи и распишись. На таких агрегатах не то что масло, а целые пакеты фрикционов можно записывать в стандартные расходники. А на некоторых современных АКПП так называемая функция ранней блокировки тоже сокращает “срок жизни” ATF.
Причины сбоев в АКПП после замены масла
Таких причин две. Первая состоит в том, что масла имеют моющие присадки, которые иногда смывают часть отложений той металлической взвеси на внутренних стенках агрегата, которая описана выше. Когда эти частицы попадают в гидроблок из-за них может подклинивать регулятор давления и АКПП будет работать неадекватно. А замена масла может усугубить положение, если вся грязь окажется в гидроблоке. Предугадать случится это или нет невозможно.
Вторая причина лежит в накоплении металлической взвеси в самом масле, что тоже упоминалось в первой части статьи. Трансмиссионная жидкость это этого густеет и вообще теряет полезные свойства. АКПП при этом на такой субстанции хоть и интенсивно изнашивается, но работает. И в такой ситуации, с учётом того что все технологические зазоры уже раздуты сверх нормы затустевшим маслом, его замена может привести к тому, что автомобиль так и не поедет: система АКПП не сможет поддерживать требуемое давление. Избежать этого на новом автомобиле можно только регулярно меняя масло с того дня, как куплен автомобиль. Что делать владельцам подержанных авто? Только проверять состояние масла и делать компьютерную диагностику АКПП. Полученная информация покажет, целесообразно ли менять ATF на данный момент.
Нужна ли коррекция?
Теперь переходим к главному вопросу. Автовладельцев часто интересует следующее:
- Сбрасывать ли адаптации после замены масла;
- Влияет ли замена масла влияет на адаптации/коррекции АКПП;
- Почему иногда пишут что после замены масла, АКПП может работать хуже.
Почему АКПП может работать хуже мы объяснили. Осталось разобраться в коррекции и в том, необходима ли она. Специалисты по ремонту АКПП из сервиса ZF Center провели эксперимент с целью выяснить ответы на эти вопросы.
Для теста были выбраны два автомобиля — BMW F30 с пробегом 162 тысячи км и AUDI Q74M с пробегом 44 тысячи км. У них стоит одна и та же АКПП типа 8HP. Было условлено, что через небольшой, но не жёстко установленный пробег после снятия текущих показаний адаптации АКПП машины снова приедут на сервис для диагностики.
Вот данные по BMW, которая приехала первой. Первая колонка это показания в момент приезда на замену масла, вторая — через 160 км, третья — ещё через 220 км пробега. Как видно нет никаких изменений, за исключением того, что система сама немного корректировала значения. Это нормально.
Это означает, что на исправной АКПП обнулять значения адаптаций не нужно, так как замена масла на них практически никак не влияет. Достаточно просто регулярной замены масла чтобы коробка работала как следует.
Второй важный вывод: АКПП изнашивается не из-за пробега, а из-за манеры езды владельца. У аккуратных водителей, как у владельца этого BMW, всё нормально.
Второй “подопытный” в лице AUDI Q74M ещё более новая машина и тем интереснее наблюдать за её показаниями. В них присутствуют отрицательные значения давления масла в фрикционных пакетах. Так произошло как раз по причине загустевшего масла.
Стоило сменить масло как значения практически вернулись к норме. Вывод: АКПП опять таки работает в значительной зависимости от манеры езды. Второй вывод: старое масло было достаточно грязным на ещё новой машине, что полностью соответствует написанному выше. Таким образом менять масло нужно регулярно и тем чаще, чем активнее вы ездите. Имеет смысл поставить датчик температуры масла в АКПП и следить за ней постоянно.