Датчик коленвала: функции и неисправности

1279
17383

Датчик положения коленчатого вала нужен для передачи в ЭБУ двигателя важных параметров: 

 

  • положения коленвала;
  • угла опережения зажигания;
  • момент прохождения поршнями верхних и нижних мёртвых точек. 

 

Именно поэтому это устройство играет важную роль в работе двигателя и иногда неисправность датчика может вызвать остановку мотора. Опираясь на полученную от датчика информацию ЭБУ рассчитывает количество подаваемого топлива в момент времени, момент воспламенения топливной смеси, время подачи горючего в цилиндры. 

Также ДПКВ необходим для синхронизирования коленчатого и распределительного(ых) валов и для нормальной работы клапана адсорбера. Получается, что ДПКВ это одно из основных устройств, данные которого нужны блоку управления двигателем чтобы управлять зажиганием. 

 

Чем вызывается неисправность ДПКВ

При “смерти” датчика двигатель может заглохнуть. Это происходит из-за того, что ДПКВ если отказывает, то сразу и навсегда. Никаких “глюков” когда датчик то работает то нет, обычно не происходит (разве что изредка из-за загрязнения контактов) Иногда при отказе датчика электронная диагностика выявляет ошибку фаз газораспределения Р0016. Так что увидев её будьте внимательны: возможно ГРМ вашего автомобиля в полном порядке, а ДПКВ отказал. 

Единственная неисправность датчика коленвала  — полное отсутствие сигнала от него в ЭБУ. В ходе самодиагностики блока управления двигателем датчик проходит постоянную проверку. 

 

Устройство ДПКВ 

 

Датчик положения коленвала может быть оптическим, индукционным, либо основанным на эффекте Холла (как датчики ABS последнего поколения).  Для его работы также необходим реперный (задающий) диск, который обычно закреплён на шкиве коленвала. При каждом обороте диска датчик подаёт сигнал на ЭБУ, Это напоминает работу датчиков ABS на колёсных ступицах. 

Оптические датчики сейчас встречаются редко и представляют собой совокупность двух диодов, один из который выступает источником света, а другой приёмником. Куда надёжнее датчики индукционные, устроенные по принципу обычной катушки с обмоткой и магнитным сердечником. Возникающий в обмотке ток преобразуется в сигнал, воспринимаемый ЭБУ.

Также встречаются датчики, работающие на эффекте Холла. Реперный диск такого датчика сделан из пластмассы и в него вставлены магниты, возбуждающие электрическое поле, которое порождает сигнал. 

Почему  глохнет или не запускается двигатель? 

 

“Симптомы” неисправности ДПКВ простые: двигатель работает с перебоями либо не запускается. Из-за неисправного датчика не может нормально работать система зажигания, поэтому иногда возможна детонация цилиндров либо двигатель глохнет прямо на ходу. Часто отказ ДПКВ сопровождается  “плавающими” оборотами холостого хода. Без качественной диагностики разобраться со всеми последствиями поломки датчика не получится. При этом он довольно легко заменяется. 

 

Как проверить ДПКВ

 

Для диагностики понадобится  как минимум мультиметр, но проверить с его помощью можно только датчик индукционного типа. Суть в том, что замеряется сопротивление катушки (как и в случае с датчиками ABS). Однако этот способ не даёт стопроцентно верного результата, поэтому профессиональные диагносты проверяют ДПКВ специальным измерителем индуктивности, а потом ещё и осциллографом. 

Если ДПКВ работает на эффекте Холла проверить его мультиметром не получится. Можно только попробовать заменить его исправным устройством. 

ДПКВ не механическая деталь, поэтому сам по себе сломаться он не может. Как правило причиной становится неаккуратный ремонт. Если после посещения СТО у вас возникли подозрения по поводу датчика, то с большой вероятностью эти опасения оправданы. 

Датчик запросто может “умереть” из-за того, что между ним и его реперным диском попала грязь. Из-за того, что зазор очень маленький, для этого хватит даже небольшого слоя пыли. 

Неисправная или окислившаяся проводка также губит ДПКВ как и любой другой автомобильный датчик. Окисленные разъёмы часто являются причиной неадекватного поведения ДПКВ, хотя сам датчик при этом полностью исправен. 

Глохнущий либо детонирующий двигатель в купе с ошибками по ГРМ и горящим индикатором check engine не обязательно указывают на неисправный датчик коленвала. Поэтому в такой ситуации не стоит  заниматься самостоятельной диагностикой, а лучше найти грамотного специалиста.